22 октября 2020, четверг
Областные новости
22.10.2020
С 1 июля 2020 года на территории Пензенской области начал действовать специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход».
22.10.2020
Министр лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области Александр Москвин принимает участие в XI Международном форуме «Экология», который проходит 22-23 октября 2020 года в Санкт-Петербурге.

 

 

 

 

 

 

GISMETEO: Погода по г.Малая Сердоба

Духовность

07.01.2020

Волхвы и пастухи (два пути к Богу)

В Персии волхвами называли людей мудрых, обладающих обширными и тайными познаниями, в особенности медицинскими. Они пользовались великим уважением и почетом, и бывали советниками царей.

Долгое время в Персии жил пророк Даниил и, видимо, он поведал местным мудрецам о Мессии.

И вот приблизилось время исполнения пророчества о Мессии.

На небе появилась необыкновенная звезда, и некоторые волхвы поняли, что родился Царь мира, и устремили взоры к Иерусалиму.

Имена волхвов— Мельхиор, Бальтазар и Гаспар.

Они возгорелись желанием поклониться Мессии и отправились в длинный, тяжелый по тем временам путь через дикие степи и пустыни Передней Азии.   

Почему только трое из волхвов поняли значение явившейся на небе звезды? Потому что, изучая природу, они стремились к познанию истины, а не к удовлетворению своего честолюбия. Это характерно для многих выдающихся естествоиспытателей нового времени.

Горячая вера в то, что «Бог не есть Бог неустройства, но Бог порядка», заставила Кеплера искать законы движения планет. Свое сочинение он закончил молитвой: «Благодарю Тебя, Создатель мой и Господь, что Ты дал мне эту радость в Твоем творении... Я показал людям превосходство Твоих творений, насколько мой конечный дух был способен понять Твою бесконечность. Если я сказал что-нибудь недостойное против Тебя, или что-нибудь, чем хотел сам прославиться, милосердно прости меня».

Близкое настроение мы видим у Ломоносова, который писал: «Натура (природа – С.М.) есть некоторое Евангелие... Не токмо небеса, но и недра земли поведают славу Божию». Тех, кто пытался найти противоречие между наукой и Священным Писанием, он называл клеветниками и ссорщиками, старающимися произвести «вражду между Божией дщерью натурой и между невестою Христовою Церковью».

Аналогично высказывался ботаник Мюллер: «Природа и Библия, будучи произведениями одного и того же Существа, не могут противоречить одна другой».

Физик Эйнштейн, говоря о книге мироздания, писал: «Чем больше мы читаем, тем более полно и высоко мы оцениваем совершенную конструкцию книги…».

Изучая «бездонную реальность, нас окружающую», Вернадский пришел к выводу: «в мире существует некая Разумная Сила».

Читая одновременно обе книги, написанные Творцом — Природу и Священное Писание, мы глубже постигаем каждую из них.

В Евангельской истории волхвов можно выделить три этапа. Чему они нас учат?

Первый этап – от появления звезды до прихода в Иерусалим – это познание воли Божией через природу. Оно потребовало далекого путешествия, но дало лишь приблизительное познание воли Божией: родился «Царь в Иудее».

Чистоте сердечной в научных исследованиях учит нас шествие волхвов за звездой.

К науке надо подходить, как и к чтению Евангелия, с чистой душой, без зависти и лукавства, гордости и честолюбия.

Ибо «кто возносится естественными дарованиями, — пишет св. Иоанн Лествичник, — … остроумием, понятливостью, … быстротою ума и другими … способностями, без труда нами получаемыми, тот никогда» небесных знаний «не получит… по своему тщеславию».

Кроме того, невозможно через одну науку в совершенстве познать волю Божию.

Более совершенное ее познание – и это второй этап – волхвы получили в Иерусалиме из Священного Писания: «И ты, Вифлеем, земля Иудина, — прочитали им книжники слова пророка Михея, — ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля» (Мф 2:6).

Узнав это, волхвы пошли в Вифлеем. Их вела звезда, которая остановилась над местом, где был Младенец. Увидев остановившуюся звезду, они возрадовались и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, поклонились Ему и принесли Ему дары: золото, ладан и смирну (Мф. 2:6,9-11). «Золото, — пишет святитель Феофилакт, — как царю, ладан — как Богу, и смирну — как человеку».

Таким образом волхвы вошли в третий этап своего развития, поднялись к непосредственному богообщению. «И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою» (Мф 2:12), — это тоже непосредственное богообщение и богооткровение.

Древнее церковное Предание говорит, что волхвы были крещены апостолом Фомою во время проповеди его в Персии.

Путь волхвов — это путь от изучения природы к Библии, от Библии к непосредственному богообщению как высшей степени богопознания и духовной жизни. Свою жизнь они окончили как благовестники Евангелия….

Родившемуся Христу поклонились не одни волхвы.

В ту ночь в окрестностях Вифлеема «были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего …

И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость … ибо ныне родился … Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях.

И … явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога. …  Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось...

И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце... И все … дивились тому, что рассказывали им пастухи.  А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем.

И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели, как им сказано было» (Лк 2:8,10-20).

Насколько проще история пастухов, чем история волхвов!

Они без изучения природы, без чтения Библии, в простоте душевной получили богооткровение, что родился Христос, и быстро, в ту же ночь, увидели Его.

Вот он — путь простой веры.

Путь прекрасный и легкий.

Но каждому ли он возможен?

Человеку, чей ум изощрен в науках, утончен скептицизмом, более свойственен тяжелый и длинный путь волхвов, через изучение природы и истории; но на этом пути совершенно обязательно изучение Священных книг. Они будут поддерживать в минуты сомнений, без них ученый не поймет смысла своих исследований.

Если пастух может молиться, не читая духовных книг, то для верующего интеллигента – врача, учителя, работника культуры – чтение Священного Писания настраивает на молитву, подвигает к личному переживанию Бога, и это переживание может иногда наступить лишь в конце жизни.

Редко у кого эти пути наблюдаются в чистом виде.

Элементы пути пастухов переплетаются с элементами пути волхвов, но какой-то из них преобладает.

Какой из них прекрасней? Оба хороши.

Потому что оба приводят ко Христу.

Христос рождается, славьте Его!!!

По материалам протоиерея Глеба Каледы.

Подготовил священник Сергий МЕСЯЦ.

Оставить комментарий