20 ноября 2018, вторник
Областные новости
15.11.2018
Изменение облика российских городов, благоустройство дворовых и общественных территорий является одним из самых успешных и результативных направлений работы Партии, подчеркнул секретарь Генсовета ЕР
15.11.2018
Бюджетом национальных проектов и государственных программ назвал проект федерального бюджета на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов депутат фракции «Единая Россия» Государственной Думы РФ Сергей Есяков. 14 ноября депутаты федерального парламента приняли во 2-м чтении проект основного финансового документа страны.

 

 

 

 

GISMETEO: Погода по г.Малая Сердоба

Духовность

26.12.2017

Кому церковь не мать, тому Бог не отец, или Про деньги в храме

Храм и люди

По отношению к храму все крещеные делятся на три группы: равнодушные, доброжелательные и враждебно настроенные. По степени воцерковленности можно говорить о прихожанах (те, кто регулярно ходит в храм), «захожанах» (те, кто приходит изредка по нужде) и «прохожанах» (те, кто всегда проходит мимо храма).

Храм и деньги в умах человеческих

Представление о денежных отношениях в храме имеются у каждого. Диапазон представлений: от рассудительно-адекватных до осудительно – «рыночных». Рассудительно-адекватные представления (условно назовем их правильными) преобладают у прихожан. И это понятно: они видят проблему изнутри. Осудительно – «рыночные» (условно назовем их неправильными) преобладают у «захожан» и «прохожан». Это тоже понятно: видеть проблему изнутри они не могут.

Почему Христос изгнал торговцев из храма

Если человек знает Евангелие – он тут же вспоминает, что  Христос изгнал торговцев из храма.

Вот как говорит об этом евангелист Марк: «Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул; и не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь. И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников» (Мк.11:15-17).

Как видим, Христос изгнал не только продающих, но и покупающих.

Подумаем: а изгнал бы Христос тех, кто сегодня продает и покупает в храме? Думаю, мог изгнать, а мог и не изгнать. Все зависит от того, как продающие и покупающие ведут себя в храме.

У человека, приходящего в храм, всегда есть необходимость приобрести что-либо. Например, свечу. И если вдруг свечей в храме не окажется, он резонно спросит: «А почему у вас нет свечей?».
Представим ту пору, когда господствовало так называемое «натуральное хозяйство». Что нужно было для повседневной жизни храма? Хлеб и вино. Воск для свечей, оливковое масло для лампад, ладан для благовонного каждения. У греческого, сербского, болгарского крестьянина (а именно оттуда к нам пришел православный уклад жизни) все это было под рукой: пшеница, виноград, пасека (воск), смола сосны или кедра (ладан), оливковая роща (масло). То, что мы сегодня выносим из храма, еще сто лет назад люди (по крайней мере крестьяне) в храм приносили. Например, просфора. По-гречески это слово означает приношение. «Просфора» – то, что приносится в храм, приносится в жертву, а не то, что уносится из храма.

Насколько натуральное хозяйство вытеснялось товарно-денежными отношениями, настолько же эти отношения входили и в жизнь храма.

Дело не в присутствии  товарно-денежных отношений в храме. Дело в том, насколько эти отношения превращают храм в «вертеп разбойников». Если эти отношения сводят на нет храмовую молитву, то это как раз то, за что Христос изгонял продающих и покупающих. Именно поэтому в храм надо приходить не к началу службы – и уж тем более не во время службы! – но заранее, чтобы успеть подать записки или приобрести, что необходимо и затем спокойно, никому не мешая, вместе со всеми молиться.

Что такое церковь

Первое значение: это дом для коллективной молитвы. В этом смысле церковь и храм – одно и то же.

Второе значение: это сообщество верующих крещеных людей (живых и усопших, мирян и священников, обычных грешников и святых) во главе с Богом – Господом нашим Иисусом Христом. В тело церкви входят также бесплотные существа – ангелы.

Иными словами: как только церковь крестит человека, он становится ее членом. Для многих это полная неожиданность: они, оказывается, тоже члены церкви.

Если крещеный человек, когда ему что-то не нравится в храме, говорит «А что это тут у вас…?!», то он тем самым показывает, что не считает себя частью церкви. Это все равно, как если бы дочь пришла домой и заявила родителям: «А что это тут у вас мусор на кухне и моя кровать не заправлена?».

Обязанность поддерживать храм

Членство в любой организации предполагает материальную поддержку этой организации. Например, граждане государства обязаны платить налоги. Если бы это было не так, государству было бы затруднительно защищать своих граждан. Члены любой партии платят членские взносы, иначе партия просто не могла бы существовать. Точно также крещеный человек обязан поддержать любой храм, в который он входит, но прежде всего обязан поддерживать тот храм, рядом с которым он живет.

Свято место пусто не бывает

Самое удивительное то, что всегда находятся люди, которые становятся прихожанами.      

Это те крещеные, которых уже можно называть православными – потому что именно их трудами держится вся видимая жизнь храма: принять записки и испечь просфоры, почистить подсвечники и вымыть полы, выстирать и погладить облачение и т.д. и т.п. На пожертвования прихожан  оплачиваются освещение, отопление и ремонт храма, зар-плата наемным рабочим.

Все остальные крещеные пользуются их трудами.

«Захожане» – потому что их встречают и обслуживают прихожане.

А «прохожане» – потому что на них простираются плоды той невидимой жизни, которая совершается в храме наряду с жизнью видимой. Это прежде всего плоды молитвы. Жизнь в селе всегда хуже, если нет храмовой молитвы. Это давно замечено нашими предками, которые всегда старались селиться там, где есть храм, то есть в городе или селе. Но не в деревне, потому что деревней называли село, в котором нет храма.

Храм – это не рынок и не магазин

Правильнее всего, когда в  храмах вообще не звучат слова «цена», «стоимость» и «плата». Лучше говорить «жертва на такую-то свечу», «пожертвование на такую-то молитву». Но поскольку все привыкли именно к рыночно-магазинным речевым оборотам, в храме обычно такие речи и слышатся: «А сколько стоит покрестить?», «А свечи у вас в какую цену?» и т.д.

Храм, особенно сельский, живет за счет пожертвований прихожан и «захожан». И если у храма не будет прихожан и «захожан», он не выживет.

Понятно, почему с церковной точки зрения согрешают те, кто покупают (здесь-то – именно «покупают»!) свечи у уличных торговцев или в светских магазинах, не в храме. Такая жертва приносится не в храм, а мимо храма. Это копейка, украденная у храма. Как бы ни заверяли уличные свечные торговки, что их свечи освященные, софринские, церковные – своим собеседникам они предлагают соучастие в грехе.

Когда спрашивают, какая разница, где покупать, то надо знать: во-первых, приобретая что-то не в своем храме, вы отказываетесь поддерживать тот храм, помощью которого вы при необходимости пользуетесь и, во-вторых, те свечи, крестики или иконы, которые вы купили не в храме, как правило, не освящены и вам все равно нужно прийти в храм, чтобы освятить купленное. В Никольском храме вы можете увидеть лист с заголовком «Предлагаемые суммы пожертвований на содержание храма» (не «Прейскурант цен», как некоторые недоброжелательно настроенные люди хотели бы нам навязать, а именно «суммы пожертвований»).

На этом листе есть, к примеру, строка: Крещение – 2000.

Эту строку надо понимать так: храм предлагает вам, если вы хотите креститься сами или  крестить ребенка, сделать пожертвование храму в сумме 2000 рублей. Если у вас таких денег нет, вы вносите посильную для вас сумму. Если у вас вовсе нет денег, вас окрестят и без них. Если вы человек состоятельный, храм не откажется принять от вас пожертвование в сумме 20 тыс.рублей.
И священник не может отказать вам в крещении. Но при обязательном условии: вы имеете твердую веру. Не ту, которая «у меня в душе, но молиться и ходить в храм мне некогда», а именно твердое намерение жить по-христиански, в том числе молиться и ходить в храм. Если у вас нет твердой веры, то крестить вас вообще не положено, ни за 2 тыс., ни за 2 млн. рублей.      

Это относится ко всем требам, совершаемым в храме: венчанию, соборованию, отпеванию и прочим – за исключением важнейших таинств нашей церковной жизни: исповеди и причастия, которые всегда совершаются без всяких «плат». Именно в таком подходе отличие храма от магазина или рынка.

Десятина

В Ветхом Завете под десятиной понималась десятая часть из всего, что производит своим трудом человек: «И всякая десятина на земле из семян земли или плодов дерева принадлежит Господу: это святыня Господня… И всякую десятину из крупного и мелкого скота, из всего, что проходит под жезлом десятое, должно посвящать Господу» (Лев. 27: 30-32) – под жезлом, находящимся в чьих-либо руках, который касался каждого десятого по счету животного, после чего оно делалось собственностью храмовых служителей – левитов, не имевших земельных наделов; одну десятую часть от полученной десятины левиты вносили на содержание первосвященника – см.: Чис. 18: 21-32.

Главный смысл приношения десятины в Ветхом Завете – научиться бояться Господа: «Отделяй десятину от всего произведения семян твоих, которое приходит с поля твоего каждогодно, десятину хлеба твоего, вина твоего и елея твоего, и первенцев крупного скота твоего и мелкого скота твоего, дабы ты научился бояться Господа, Бога твоего, во все дни» (Втор. 14: 22-23).
Именно поэтому пророк Малахия называет неуплату десятины «обкрадыванием Бога»: «Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: «чем обкрадываем мы Тебя?» Десятиною и приношениями» (Мал. 3: 8).

В Новом Завете заповедь о десятине прямо не отменяется, но и не предписывается.     

Христос обличает буквализм соотечественников: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять» (Мф. 23: 23). Интересно, что десятиной хвалится фарисей из евангельской притчи: «даю десятую часть из всего, что приобретаю» (Лк. 18: 12). Христос наблюдал за народом, кладущим деньги в сокровищницу Иерусалимского храма: «истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила; ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела» (Лк. 21: 3-4).

Апостол Павел неоднократно пишет о необходимости материальной поддержки Церкви, в частности ее служителей: «Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования» (1 Кор. 9: 13-14). Он предлагает: «В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние» (1 Кор. 16:2). Такие пожертвования должны совершаться верующими добровольно: «Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброохотно дающего любит Бог» (2 Кор. 9: 7).

В качестве обязанности для каждого христианина десятина была установлена в Западной Церкви в V в.

На Востоке такого распространения десятина не получила. В Киевской Руси десятина регулярно не взималась. Первое упоминание о ней находится в древнейшем документе – Уставе князя Владимира. В нем имеется следующее указание: десятая часть княжеских доходов передается на содержание каменного собора (который в связи с этим получил название «Десятинной церкви») и всей митрополии.

Впоследствии на Руси была учреждена должность «десятильник», а позднее – «десятский священник», в ведении которого был сбор десятины. В XVIII в. эти должности были упразднены.

Следует ли вносить десятину на храм?

На сегодняшний день в Православной Церкви нет обязательной для всех десятины, а только добровольные пожертвования, что практиковалось и во времена апостолов.
Основанием для всех пожертвований является действенная любовь верующего человека к Богу и ближним.

Почему Церковь – мать православному человеку?

Матерью мы называем ту, которая родила и воспитала.

В биологической жизни, к сожалению, это не всегда совпадает: бывает, что родит одна, а воспитывает другая. Даже поговорка есть: не та мать, которая родила, а та, которая воспитала.
В жизни духовной не так: православным человек воспитывается именно той, которая  его родила. Это Церковь. Она рождает, она и воспитывает.

Невозможно, родившись в Церкви, получить христианское воспитание вне Церкви.

И вот почему. Дело в том, что Крещение – это и есть духовное рождение.

В Евангелии от Иоанна (см. Ин. 3:5-6) находим место, когда Христос говорит фарисею по имени Никодим: «кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие: рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух». Здесь речь идет о Крещении: человека крестит в воде Святой Дух. И крестит Он именно для того, чтобы у человека была возможность войти в Царствие Божие (а не только для того, чтобы ребенок «не болел», «крепко спал» или «был под защитой», чем, к сожалению, иногда ограничиваются пожелания родителей).

То есть духовное рождение всегда происходит в Церкви. Даже если обряд Крещения совершила «бабушка», а не священник. Потому что православная бабушка – член Церкви.

И если затем крещеный получает христианское воспитание – а за это отвечают крестные родители – то получает он его всегда в Церкви, потому что крестные родители тоже члены Церкви (часто бывает, что крещеный по нерадивости крестных родителей так и не получает христианского воспитания, так и не становится православным).

Вот почему мы должны относиться к Церкви как к той, которая родила и воспитала, то есть как к Родной Духовной Матери, которая дает человеку самое важное в жизни: возможность спасения, возможность вхождения в Царство Божие. Как нормальный ребенок относится к Матери?

Только с любовью. Стараясь поддержать Ее, чем только возможно.

Поэтому всякие нездоровые разговоры о деньгах в Церкви – это следствие того, что крещеный человек пока еще не полюбил Свою Мать.

Священник Сергий Месяц.

Комментарии

дитя божье, 27 декабря 2017, 10:28
очень полезная статья,вера она в душе человека а не в церкви живет и денег она не просит а богу деньги зачем нужны?
Любимые люди, 27 декабря 2017, 20:01
Очень востребовано, однако всякий раз посещая церковь, которая должна быть кладезем жизненных знаний и советов прихожу к выводу, что все сводится к прощению за деньги.
И правильно брать деньги на содержание церкви, но вот однако есть моменты о которых не принято говорить.
Деньги эти тратятся на дорогостоящее убранство церкви, в некоторых случаях на современные охранные системы и видеонаблюдение.
А есть ли в том помощь, особенно в текущей ситуации. Отдавая последние копейки, пожилые прихожане не улучшают жизнь свою и окружающих их людей.
А служители церкви соревнуются в приобретении все более дорогостоящих автомобилей, и количества позолоты.
Я считаю, что церковь нам не помогает. Особенно в свете последних событий.
Молодой парень застрелился в селе Старое Славкино, это был его выбор. Однако почему священослужитель не донес до него мысль о пользе его жизни?
Я не обвиняю его, однако нужно быть ближе к людям, и находить правильные слова, а не рассказывать в статье о том, что свеча купленная в магните- это грех. Это точно полный бред. Просто абсурд.
Оставить комментарий